Вы читали про эмоциональный интеллект? Наверняка, что-то слышали.
Это умение распознавать эмоциональные реакции, намерения и мотивацию других людей.
Это умение осознавать и чувствовать свои собственные эмоциональные реакции.
Это навык выстраивания собственной поведенческой тактики, осознавая и чувствуя себя, людей и ситуацию.
Планирую написать про эмоциональный интеллект в продажах и переговорах в одном из следующих постов.
Интересно?
А сейчас – почему он не работает. Точнее, не всегда работает.
Когда мы общаемся с коллегами по работе, с клиентами, партнёрами – выявляем задачи, потребности – мы осознаем, что это бизнес 🙂 Ничего личного! Ситуацию, проблему способны воспринять просто, не личностно.
Сложнее, когда вас критикует начальство. Не вашу работу, а вас.
Мы так чувствуем. И это уже эмоциональный интеллект.
Мудрый начальник, у которого развит эмоциональный интеллект – будет говорить про работу.
Руководитель не опытный – будет критиковать лично вас. Ты – плохой. Ты – плохо сделал это и это! А ещё и кричать начнёт.
Включается обида, вы чувствуете себя никудышным.
Внутри всё кричит: “Я так старался, а все плохо!”. “Я – плохой”.
Водопад мыслей, подключаются негативные воспоминания из прошлого, когда вы переживали что-то подобное.
Выброс гормонов. Неприятные ощущения в теле.
Всё. Настроение на день испорчено.
Было у вас такое?
И совсем сложно, когда личностная критика начинается в отношениях.
Поначалу всё легко. Мы чутки, тактичны и вежливы. Мы способны контролировать свои эмоции.
Мы имеем силы и мотивацию прощать и проживать собственные дискомфортные эмоциональные реакции.
А потом, вдруг – мы перестаем контролировать себя.
Начинается критика из “ты”-позиции. Ты – не сделал (-а)! Ты не так сказал (-а)! Наезд. Неприятно. Больно. Обидно.
Более эффективное общение из “я” – позиции:
– я чувствую…
– мне неприятно…
– мне хотелось бы, чтобы…
Тут мы проговариваем собственные чувства в ответ на ситуацию.
Не трогая личность и чувства другого.
Слушаем. Стараемся понять и принять то, что он (она) чувствует.
Без выстраивания обороны и нападок в ответ.
Отделить чувства от себя.
Осознавай: Мне плохо. Я сержусь. Мне обидно.
Осознавай: Он сердится. Ему (ей) плохо.
Осознать собственные чувства, правильно проговорить их.
Помочь другому осознать собственные чувства и проговорить их.
Вместе решить, что делать дальше.
С родителями, партнером, коллегой по работе, начальником.
И никто не критикует тебя лично. Тебя вообще невозможно задеть.
Индусы говорят, что каждый человек – Сат – Чит – Ананда.
Вечность, Знание и Блаженство.
Ты – внутри себя – божественная сущность.
А остальное – наслоения ума, опыта и всего прочего.
И другой человек – тоже. Просто он сам не знает от этом.
А ты знаешь.
Резюме:
1. Говори о работе, а не о самом человеке
2. Говори из “я” – позиции
3. Говори о своих чувствах
4. Выясни и пойми чувства другого
5. Отношения в будущем важнее их выяснения сейчас
6. Ты – хороший. И он – тоже